Мой сайт использует файлы cookie, чтобы я мог понять, кто примерно заходил на этот сайт и, возможно, даже показать когда-то вам рекламу. Оставаясь на makovich.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
OK
Тут канал с конспектами и подборками книг
Канал "Стоит записать"

От YouTube-блога и заветной “Кнопки” к системному бизнесу

Типичные сложности популярных видео-блогеров
В этой статье я поговорю о том, чего очень часто не хватает автору популярного видео-блога, чтобы создать, используя свой блог, настоящий бизнес: прогнозируемый, прибыльный, управляемый, а, главное, позволяющий больше энергии тратить на творчество, а не на рутину.
Всё о чём буду говорить основано на моём опыте работы с медийными людьми и различными корпоративными клиентами клиентами от быстрорастущих стартапов типа Нетологии и ГикБрейнс, до крупняка типа ГазпромНефти и НорНикеля.

3 основные типы бизнес-моделей для блогеров

Главное, чего, с моей точки зрения, не хватает (в плане бизнеса) большинству успешных блогеров — принятие на себя роли и ответственности руководителя проекта в целом, а не только творческой его части. Эта роль подразумевает:
— Выстраивание финансовой системы с аналитикой, целевыми показателями и регулярным контролем прогресса (основное, что тут нужно понимать — P&L, CashFlow, Показатели эффективности и Юнит-экономика, тут некоторые шаблоны)
— Выстраивание структуры и бизнес-процессов
— Найм и оперативное управление командой, в том числе, чтобы больше времени оставалось на креатив и съёмки
— Тестирование гипотез и построение основной бизнес-модели, включающей понимание продукта, механик продаж и привлечения потенциальных клиентов. Есть три основных варианта бизнес-моделей для блогеров: медиа-бизнес, экспертный бизнес и продуктовый бизнес, важно выбрать приоритетный.

Сейчас поговорю подробнее про последний пункт, рассмотрев типичные “зоны роста” по трём основным вариантам бизнес-моделей, а про остальные пункты, если актуально напишите (контакты внизу страницы), пришлю подробные инструкции и удобные шаблоны. Можете также почитать нашу книгу «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса» (лучшая деловая книга 2019 года), там раскрывается часть вопросов.

Модель 1. Медиа-бизнес

В данной модели вы продаёте, в первую очередь, возможность донести информацию до вашей аудитории через инструменты внутренней гугловской монетизации, спонсорство и, главное, прямую продажу рекламы (вставки, интеграции, нативки и пр.). Эта модель является наиболее простой в реализации и может подразумевать различные форматы оплаты от оплаты за факт размещения до различных CPA-программ.
Чего тут чаще всего не хватает блогерам для выстраивания бизнеса?
  • Планов продаж, которые должны “вытягивать” активность по их достижению и быть скоординированными с творческими планами
  • Системной активности по продажам: холодные звонки, партнёрства с агентствами (берут, в среднем, 40% с тех клиентов, которых приводят сами), поддержание отношений с текущими клиентами. Этим точно должен заниматься не сам блогер, но понимать и контролировать процесс он обязан
  • Ведения базы потенциальных и реальных клиентов, в идеале, в CRM-системе, но хотя бы в гугловской таблице. Наряду с вашим творческим потенциалом — это важный актив вашего бизнеса
  • Регламентов продаж: как представлять рекламный продукт, как быстро и как именно нужно обрабатывать заявки (это у большинства блогеров ужасно, но, надеюсь, возрастающая конкуренция на рекламном рынке исправит)
  • Позиционирования своего рекламного продукта и понимания целевых аудиторий (тех сегментов потенциальных клиентов, которым будет особенно выгодно разместить рекламу у вас)
  • Готовности "пускать" новые лица. Если хотите двигаться по этому пути и продолжать расти, то, со временем, нужно будет добавлять на канал новые лица или брать “под крыло” новые смежные канал

Модель 2. Экспертный бизнес

Вы можете продавать свои курсы, тренинги и консультации, в том числе, в онлайн-формате. Это очень действенная модель монетизации (особенно онлайн-курсы) при наличии глубокой экспертизы в какой-то теме, но есть важные нюансы, которые не дают успешно идти этим путём большинству блогеров.
Чего тут чаще всего не хватает блогерам для выстраивания бизнеса?
  • Качественного продукта
    У выстраивания обучения есть свои законы и правила, без соблюдения которых доходность участников до конца курса, их результаты и удовлетворённость (меряется, например через показатель NPS) будут плохими.Нужно иметь насмотренность на курсы, прочитать базовые книги (например, Диркенс), понимать уровень учеников на входе и цель на выходе, внимательно изучать аудиторию и, в идеале, привлечь методолога, который поможет
  • Системы маркетинга
    Старайтесь ориентироваться, в первую очередь, не на свою аудиторию, а на использование различных, в том числе платных, каналов продвижения, постоянно следя и оптимизируя юнит-экономику. Свой канал рассматривайте как приятное маркетинговое дополнение, но стройте систему так, чтобы она могла существовать и без него
  • Других экспертов
    Если хотите полноценный бизнес, приглашайте других экспертов проводить свои программы и участвовать в ваших
  • Партнёров
    Избегайте продюсеров (!), ищите вместо них билзких вам по ценностям партнёров, которые могут взять на себя коммерческую часть и продакт-менеджмент

Модель 3. Продуктовый бизнес

Сюда я условно отнёс все остальные варианты продуктов, направленных на схожую с каналом аудиторию: от своего мерча (скорее инструмент маркетинга, чем реального заработка) до мобильных приложений.
Чего тут чаще всего не хватает блогерам для выстраивания бизнеса?
  • Стремления построить что-то полноценное и значимое (что в перспективе будет больше ютуб-канала), а не просто по-быстрому отмонетизировать свою аудиторию
  • Знание рынка и данного типа бизнеса
    Пожалуйста, прежде чем запускать (даже вместе с партнёром), внимательно изучите и пообщайтесь с кем-то с данного рынка. Хотите создать приложение —  разберитесь в рыночной ситуации, моделях монетизации, принципах разработки приложений и экономики проекта.
  • Готовности вкладывать своё время и усилия, а иногда и деньги
  • Чёткого распределения ролей, ответственностей и вкладов с партнёром или партнёрами по проекту
В общем, рекомендую определиться с текущей приоритетной моделью монетизации (они могут быть все, но в один момент времени важно серьёзно сосредоточиться на одной) и начать переходить к выстраиванию системного бизнеса, соответствующего вашим целям, интересам, амбициям и ограничениям.
А если нужна будет помощь в процессе, обращайтесь.

МОИ КОНТАКТЫ

slava@makovich.ru
@slavamakovich (Telegram)