Makovich.ru

М. Розенберг. Язык жизни. Ненасильственное общение

Вообще, «Ненасильственное общение» считается классикой популярной психологии, но я только сейчас добрался до неё и приятно поразился от соответствия с моей жизненной позицией и мыслями, которые сам излагаю в своей книги. Однозначно включу книгу в список настоятельных рекомендаций к прочтению.

А ниже список выписанных мною мыслей, но, рекомендую, не ограничиваться ими, а прочитать целиком книгу.

1. Прими ответственность за свои состояния (вместо перекладывающего ответственность «ты разозлил меня» всегда используй «я рассердился, потому что...») и действия (вместо «я должен» всегда используй «я решил»). Слова или поступки других могут быть стимулом, а не причиной наших эмоций.

2. Используй 4 составляющих ненасильственного общения: Наблюдения (без оценивания и осуждения), Чувства (понимание и донесение своих чувств, эмпатическое принятие чувств других), Потребности (понимание, что именно хочешь сейчас ты и чего не хватаете другим), Просьбы (конкретное описание, чего ты хочешь от другого).

3. Наблюдения. Разделяй наблюдение и оценивание. Замечай не нападки и неправильности, а конкретные действия и факты.

4. Делиться своими недовольствами, радостями и просьбами через “Я-сообщения”, включающие 3 элемента:

— Испытываемое чувство и соответсвующий ему факт (именно факт, например конкретные действия, которые тебе нравятся или не нравятся, а не свои оценки или осуждения). Например: «мне неприятно, когда дети так друг с другом общаются..», «когда ты так ведёшь себя, я чувствую…», «когда ты сидишь по вечерам в телефоне, вместо того, чтобы со мной пообщаться, я чувствую себя одиноким», «меня расстраивает, когда написанные публикации остаются непрокомментированными...»;

— Потребность: «…потому что, чтобы написать качественный конспект книги мне нужно быть сосредоточенным и не отвлекаться», “... потому что мне сейчас хочется поддержки, а не критики, особенно с твоей стороны”. Соединив с предыдущим пунктом получим примерно следующее: “Я расстроен тем, что ты не сделала то, о чём говорила, а мне хотелось бы полагаться на твои слова”, “Мне страшно когда ты повышаешь голос, потому что мне кажется, что здесь кто-то может пострадать, а мне нужна уверенность, что тут все в безопасности”, “Меня бесит, когда ты разбрасываешь документы, потому что я хочу, чтобы они хранились в удобных и надёжных местах”;

— Просьба (не требование, а именно просьба): сформулированная конкретно (не “я хочу, чтобы ты позволил мне быть собой”, а “я хочу, чтобы ты отпускал меня прыгать на тарзанке по пятницам“), сформулированная с помощью утвердительных высказываний (не “я хочу, чтобы ты перестал смотреть по сезону сериала каждый день”, а “я бы хотел, чтобы ты мог поболтать со мной перед сном”) и сформулированная в формате именно просьбы, а не требования (если можно получить осуждение или наказание за отказ, то это будет требованием)

Соответственно в полном виде “Я-сообщение” может выглядеть так: “Я расстроен, потому что мне бы хотелось ясности относительно предмета твоих упрёков. Расскажи, пожалуйста, какие из моих поступков заставляют тебя так относиться ко мне?”.

(комментарий: «я-сообщения» не нужно расценивать в качестве способа быстро заставить другого что-то сделать, это, в первую очередь, инструмент выстраивания долгосрочных доверительных отношений, хотя и с приятным побочным эффектом в виде высоко вероятной реализации ваших просьб)

5. Реальные потребности собеседников не всегда совпадают с тем, что они говорят. Для определения реальных потребностей используй перефразирование и вопросы с со своими догадками, например: «Тебе плохо потому что ты хочешь..?», «Тебе обидно, потому что ты рассчитывал на большее признание своих усилий по уборке дома?», «То есть, ты хочешь сказать, что...?», “Ты раздражена, потому что хочешь, чтобы я признал, что могут быть другие варианты?”, “Тебя задели мои слова, потому что ты рассчитывала на …?”.

6. Избегай следующий вещей:

— агрессивного отношения к себе, особенно “моралистического самобичевания”.

— ориентацию на мнения («ты - врун»), а не факты и чувства («я чувствую себя обманутым»).

— сравнительного мышления и разделения на хороших и плохих, своих и чужих.

— мышления в формате поощрений и наказаний (по мнению автора такой подход неконструктивен).

— фокуса на чужой “неправильности” вместо своей потребности.

7. Высказывай благодарность используя следующие составляющие (в любой удобной последовательности):

— Назвать действие, за которое благодарен

— Назвать свои потребности, которые были удовлетворены

— Сказать о своих чувствах, возникших после удовлетворения этих потребностей

Буду стараться что-то внедрять в повседневность и чаще замечать “включение” насильственного режима…

Другие книги в тему: Паттерсон, Гренни, Макмиллан. Есть серьезный разговор. Что и как говорить, когда ставки высоки; Юри. Договорись с собой и другими достойными оппонентами; Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как?; Фабер, Кинг. Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали.

Больше конспектов и подборок читайте в Телеграме - https://t.me/makovich
Конспекты книг