Makovich.ru

И. Адизес. Идеальный руководитель

Задача менеджмента – сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Для этого в организации должны выполняться следующие четыре функции: производство результатов (Р), администрирование (А), обеспечивающее производительность, предпринимательство (Е), обеспечивающее управление изменениями, интеграция (I), обеспечивающая объединение отдельных элементов организации.

Но отдельный руководитель способен проявить себя только в одной, максимум, в двух функциях.

Как руководителю строить свою работу?

Любой компании для успеха требуется PAEI, но этого сочетания нельзя добиться в одном человеке из-за несовместимости отдельных функций в одной голове. Невозможно быть одновременно нацеленным на результат, замечать все детали, заботиться об эффективности, быть провидцем и помнить об интересах людей. Но ориентируясь на объединение людей, которые отлично выполняют одну или две функции и удовлетворительно справляются с остальными, можно создать результативную и эффективную взаимодополняющую команду.

Задача руководителя – сфокусироваться на двух функциях, в которых он действительно силён (для лидеров одной из таких функций должна быть I), и окружить себя дополняющей командой.

Стоит отметить, что такая полноценная команда не обязательно должна предполагать равенство её участников.

Как руководителю распределить роли?

Каждый в команде должен занимать должность, на которой его стиль принесёт максимальную пользу: для финансового отдела, в большинстве случаев, подойдёт Р, для бухгалтерии – А, для производства – Р, для маркетинга – Е и Р, для продаж – Р и А, для службы персонала – I (однако важно наличие А для качественного документооборота и Р для задач по развитию сотрудников).

Идеальный стиль для генерального директора сильно зависит от этапа жизненного цикла организации: на старте бизнеса максимальную ценность может принести PaEi руководитель, в юности - PAei, которого вскоре должен сменить pAEi. В период рассвета компании нужен paEI руководитель, а стареющей организации – PaEi.

Как руководителю строить общение?

Между различными типами высока вероятность сложностей в коммуникациях. Например, каждый из них вкладывает разный смысл в слова «быть», «хотеть» и «требоваться». Поэтому руководителю важно не опираться на свои представления, а совместно определиться с понятиями, особенно, разделить действительное (факты), желаемое («хотелки») и требуемое (обязанности), научиться изъясняться на всех PAEI языках, а также начать адекватно относиться к конфликтам.

Если вы действительно хотите быть понятым, приспосабливайтесь к стилям других людей. Так, например:

  • Р – внимателен к деталям, целеустремлён, структурирован, конкретен, ориентирован на краткосрочную перспективу, для него типична «борьба с кризисами».
  • А – ориентирован на процедуры (прежде всего «как», а не «что»),структуризацию, минимизацию риска и детали.Он методичен и любит, чтобы рабочая среда была хорошо продумана, а информация точна и полезна.
  • Е – инициативен, тщеславен, ориентирован на возможности, а не проблемы, обладает воображением и смелостью действовать.
  • I – ориентирован, в первую очередь, на отношения и долгосрочную перспективу, стремиться прийти к согласию и обеспечить коллективные поддержку.

Естественно, стили не встречаются в чистом виде, это всегда сплав, но особенности каждого из стилей могут проявляться достаточно ярко.

Чтобы компания процветала в ближайшей и долгосрочной перспективе необходимо выполнение всех PAEI функций. Для этого нужна взаимодополняющая команда. В таких командах, с учётом различий людей, естественны конфликты. Многие полагают, что конфликт нецелесообразен и вреден. Это не так.

Задача не избежать конфликтов, а сделать их конструктивными через привлечение правильных людей, создание атмосферы взаимного доверия и уважения, единых взглядов и ценностей,правильной структуры иправильных процессов, позволяющих вырабатывать совместные решения не вопреки, а благодаря различиям между людьми.

Что делать руководителю, если деструктивный конфликт всё-таки возник?

Действовать как плывущая утка: она кажется внешне невозмутимой, но под водой идёт активная работа. Не пытайтесь избежать конфликта, успокойтесь и постарайтесь вникнуть в происходящее глубже.

Каковы характеристики хорошего лидера?

Адизес выделяет следующие основные характеристики успешного лидера:

- Способен действовать сознательно.

- Способен действовать осознанно.

- Обладает разносторонними способностями: в его (PAEI) – коде отсутствуют прочерки.

- Знает свои сильные и слабые стороны, а также свою уникальность.

- Принимает свои достоинства, недостатки и свою уникальность.

- Способен оценить сильные и слабые стороны других людей.

- Признает и ценит отличительные особенности других людей.

- Умеет сбавить темп и расслабиться в сложной ситуации.

- Создает условия, в которых конфликт разрешается в атмосфере взаимного доверия и уважения и становится средством обучения.

Что такое менеджмент?

Менеджмент – это процесс определения, корректировки и достижения корпоративных целей.
Конспекты книг