Как понять и использовать свой психотип?

Управление собой начинается с понимания себя. Все люди разные и требуют к себе разного подхода, в том числе и ты. Также понимание своего психотипа может позволить более органично выстраивать свой образ.
Существуют несколько полезных вариантов типирования, например, MBTI, DISC, по Афанасьеву, по Адизесу.

ПСИХОТИПЫ ПО АДИЗЕСУ

Существуют 4 основные функции, которые должен выполнять руководитель: производство результатов (Р), администрирование (А), обеспечивающее производительность, предпринимательство (Е), обеспечивающее управление изменениями, интеграция (I), обеспечивающая объединение отдельных элементов организации. Задатки этих функций есть в каждом, но уровень их развития неравномерен. Человек может быть на 10% предприниматель, на 5% администратор, на 10% производственник и на 75% интегратор. Важно, что отдельный человек способен проявить себя только в одной, максимум, в двух функциях, потому что невозможно быть одновременно нацеленным на результат, замечать все детали, заботиться об эффективности, быть провидцем и помнить об интересах людей.

Нужно понять и сфокусироваться на этих функциях (для лидеров одной из таких функций должна быть I), довести, как минимум, до минимально достаточного уровня остальные, привлекая в команду дополняющий вас людей.

ПСИХОТИПЫ ПО АФАНАСЬЕВУ

Одним из наиболее простых, но действенных методов психотипирования является система Афанасьева. По Афанасьеву внутренняя архитектура человека, состоит из четырех психических модулей или функций: воля (В), физика (Ф), эмоция (Э) и логика (Л). Этот набор функций присущ всем людям, но распределены они всегда неравномерно образуя иерархию, а точнее четырехступенчатый порядок функций, где каждая функция, в зависимости от ее положения на ступенях лестницы, по-своему выглядит и действует. Всего получается 24 сочетания и, соответственно, 24 психотипа.
Функции делятся на сильные верхние (первый две функции) и слабые нижние (последние две), а также на «результативные» (Первая и Четвертая), для которых при самовыражении результат дороже процесса, и «процессионные» (Вторая и Третья), которые более дорожат процессом, нежели результатом.
1
Первая функция — самая сильная сторона натуры, основной ориентир при принятии решений (особенно в стрессе) и главное оружие.
2
Вторая функция нормативна. В ней сила сопрягается с процессионностью, т.е. это сила, заряженная на постоянный диалог, постоянное взаимодействие.
3
Третья функция почти не отличается от Второй, она также процессионна. Однако Третью функцию мы сами считаем уязвимой, недоразвившейся, нуждающейся в постоянном укреплении, саморазвитии и защите.
4
Четвертой функции мы сами придаем мало значения (из этого не следует, что она слаба развита, тут вопрос субъективной иерархии внутренних ценностей).

MBTI

Типология Майерс — Бриггс и созданный на её основе тест MBTI заключаются в том, что, благодаря измерению уникальных комбинаций личностных факторов человека, можно предугадать его склонность к определённому виду деятельности, стиль его действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие ему чувствовать себя комфортно и уверенно.
Типирование ведётся по 4 шкалам (дескрипторам):
· Шкала E—I — ориентация сознания, где: Е (Еxtraversion, экстраверсия) — ориентация сознания наружу, на объекты, а I (Introversion, интроверсия) — ориентация сознания внутрь;
· Шкала S—N — способ восприятия информации, где: S (Sensing, ощущение) — ориентация, в первую очередь, на данные (факты), которые воспринимают органами чувств, а N (iNtuition, интуиция) — ориентация на внутренние ощущения;
· Шкала T—F — способ принятия решений, где: T (Thinking, мышление) — ориентация на рациональное взвешивание альтернатив, а F (Feeling, чувство) — ориентация на принятие решений на эмоциональной основе, которое, к слову, может формироваться и на основе анализа фактов, но, чаще, на основе межличностных взаимоотношений и внутренних состояний;
· Шкала J—P — способ суждения (что человек делает с решением, когда оно уже принято), где: J (Judging, суждение) — ориентация на планирование и упорядочение информации, а P (Perception, восприятие) — ориентация на действия без детальной предварительной подготовки.

DISC

Методика DISC ориентирована на типирование людей шкалам, характеризующим различные стили поведения: экстраверсия-интроверсия и ориентация на дело и на людей. В результате, получаются 4 квадранта с соответствующими особенностями поведения человека, характеризующими особенности реакции на проблемы и изменения, следования правилам, выбора способов влияния на коллег:
· (D) Доминирование – ориентация на быстрые действия, принятие решений и контроль.
· (I) Влияние – ориентация на общение и творчество.
· (S) Постоянство – ориентация на надежность, стабильность и хорошие взаимоотношения.
· (C) Соответствие – ориентация на тщательный анализ, планирование и соответствие составленным планам.

Другие статьи