Как найти основную тему для личного бренда?
Упражнения

Знаете, что является одним из главных врагов личного брендинга?
Размытость позиционирования. Если у вашей аудитории нет понимания, кто вы и чем можете быть полезны, то усилия по продвижению не дадут хороших результатов.
Фокус и повторение - основа личного брендинга, но они не возможны без выбора и принятие своей основной темы - того, про что вы сейчас в первую очередь.
К сожалению, не существет ни единственного упражнения, которое поможет сделать выбор, ни чудо-коуча, который сможет сделать этот выбор за вас. Это всегда аналитическая работа и внутренний диалог с самым главным человеком с своей жизни.
Ниже несколько, с моей точки зрения, полезных упрежнений, которые могут направить мысли в нужную сторону при возникновении трудностей.

ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕЙ ЦЕЛЕВОЙ "ВЕРШИНЫ"

Личный бренд - инструмент облегчения достижения ваших целей, поэтому начать следует именно с них, а потом уже думать про то, каким должен быть личные бренд. Для целеполагания можно, например, использовать это упражениние.
Шаг 1. Намечаем свою «вершину»
У каждого человека есть свой пик (точка максимального успеха) в том деле, которым он занимается.
Если вы считаете, что вы этот пик уже прошли, значит, пора задуматься о смене дела или своей роли в нем (например, о переходе с роли игрока на роль тренера, с роли менеджера на роль основателя или с роли предпринимателя на роль инвестора).
Если же «ваша вершина» еще впереди, то самое время ее обозначить! Определите, что находится на вершине текущей лестницы вашего профессионального успеха. Это может быть:
– должность генерального директора крупной международной компании;
– статус основателя стартапа-единорога;
– получение престижной книжной премии;
– показ коллекции модного дома своего имени на Парижской неделе моды.
Четко обозначьте, кем вы стремитесь стать в точке максимума. Это не ограничение вашего возможного успеха, а создание нужного вектора.
Шаг 2. Составляем свой оптимальный путь на вершину
На основе анализа опыта других людей, которые уже прошли этот путь, и собственных предположений следует выстроить аналогичный путь для себя. Точнее, гипотезу относительно такого пути. Ее еще надо будет перепроверить.
В процессе восхождения можно видоизменить путь или вовсе признать, что это не ваша цель. Главное – увидеть свою вершину. Это нужно для того, чтобы фокусироваться на ней и вдохновляться на ближайшие шаги.
Шаг 3. Определяем характеристики личного бренда
Описываем, какой личный бренд облегчит совершение ближайших шагов по обозначенному пути, и делаем вывод о том, чего не хватает текущему бренду.

ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ СВОИХ ДОСТИЖЕНИЙ

За личным брендом должна стоять история его владельца. В этом упражении я предложу вам погрузиться в свой опыт и выделить в нем основу для своего позиционирования.
Шаг 1. Определяем общий список областей экспертности
Рекомендую сделать это в формате таблицы, в которую вы запишите свои ключевые достижения и области экспертности, благодаря которым они "случились".
Напрмер, пусть это будут: Трекерство, Построение системы маркетинга, Развитие стартапов, Исследование рынка, Управление проектами, Личный брендинг, Преподавание.
Шаг 2. Выделяем верхнюю зону экспертности
Теперь выпишем из этой таблицы свои основные зоны экспертности и попробуем составить из них различные пирамиды.
 сделать перебором различных пирамид, составленных из выделенных зон экспертности.
Например, на вершину пирамиды можно поставить личный брендинг. Тогда все остальное будет выполнять поддерживающие функции: построение системы маркетинга для продвижения личного бренда, исследование рынка для грамотного позиционирования личного бренда, развитие стартапов для помощи в построении бизнеса на своей экспертности.
Области, напрямую не связанные с верхней зоной, например, управление проектами, можно выкинуть из общей пирамиды. Это поможет осознать необходимость наработки компетенций в других областях, которых не было в изначальном списке, например, PR.

Если на вершину пирамиды поставить развитие стартапов, то личный брендинг, наряду с другими областями экспертности, будет выступать в качестве одного из инструментов, помогающих в развитии стартапов. И, опять же, появится понимание недостающих компетенций.

И так далее.
Но есть еще один вариант. Можно попытаться найти какую-то объединяющую «шапку». Например, реализация предпринимательского потенциала. В таком случае развитие стартапов и личный брендинг станут двумя различными способами предпринимательства: в качестве компании или частной практики (самозанятости).
Шаг 3. Сужаем или расширяем зону экспертности
Ваша зона экспертности должна быть достаточно узка, чтобы вы реально могли стать в ней Номером 1, но в то же время достаточно широка, чтобы у вас была возможность реализовать свой уровень амбиций.
Примеры сужения: личный брендинг для тех, кто работает на себя; маркетинг в ресторанном бизнесе; инновации для корпораций; осознанность для подростков; стартапы в сфере EdTech.
Почему это важно? Потому что люди мыслят монополиями, то есть в каждой воспринимаемой категории продуктов или людей формируется один основной представитель этой категории (главная ассоциация). Создание такой монополии в их головах – лучший путь к сильному бренду. А лучший путь к достижению такой монополии – это стать Номером 1 в определенной теме.
Когда нужно сужать зону экспертности? Тогда, когда вы понимаете, что в выбранной вами области уже есть публичные люди, чьи достижения существенно превосходят ваши.
А как быть, если вы хотите кардинально поменять свою сферу деятельности? Например, весь ваш предыдущий опыт был сосредоточен на управлении логистическим бизнесом, а вы решили уйти в живопись.
- Во-первых, найдите у себя релевантный опыт, а если его нет, то начните целенаправленно работать над его появлением.
- Во-вторых, на текущем этапе возьмите на себя роль исследователя в данной сфере и открыто заявляйте, что вы еще сами в начале пути.

ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ СВОИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Каждый из нас обладает уникальным сочетанием интересов, способностей, амбиций и опыта. Используйте их для более точного выбора.
Шаг 1. Пишем свою историю
Начните с небольшого письменного изложения своей личной истории. Как вы пришли к данной теме? Почему она важна для вас? Как вы получили в ней необходимый опыт? С какими внешними и внутренними трудностями вы столкнулись? За счет какой личной трансформации вы их преодолели? Как вы хотите улучшить мир?
Этот текст вы пишете, в первую очередь, для себя, но будет замечательно, если вы сможете превратить его в материал для статьи или поста.
Шаг 2. Честно общаемся с собой
Далее письменно поразмышляйте над следующими вопросами:
– Какие у вас интересы? (Что из профессиональных задач вы готовы делать даже бесплатно? Если бы вы могли следующий год обучаться где угодно чему угодно, то что бы это было? Если бы вам нужно было проинвестировать в какой-то некоммерческий проект, то какая была бы сфера инвестиций?)
– В чем ваши амбиции? (В какой сфере вы бы хотели войти в число лучших, как минимум, в России? Какая деятельность даёт вам энергию?)
– Какие у вас выдающиеся способности? (По каким вопросам к вам чаще всего обращаются? Что вы умеете лучше других? В чем ваша супер-сила?)


– Во что вы верите?
– Чем гордитесь сами? За что благодарны другим? За что хотели бы, чтобы были благодарны вам?
–  Что вас бесит в окружающем мире и что очень хотите изменить в нём?
–  Что мир потерял бы без вас?
–  Какие у вас есть цели за пределами жизни?

Важно не только получить ответы на эти вопросы, но и выделить какую-то общую линию, которая свела бы ваши ответы в единую картинку.

В дополнении к этому, может быть полезным провести SWT-анализ: создать таблицу, в которой вы пропишите свои сильные стороны, слабые стороны и актуальные для вашей сферы тренды. А, затем, сопоставити свои сильные и слабые стороны с трендами.
Шаг 3. Спрашиваем у других
Обратитесь к коллегам, клиентам, партнерам и задайте им несколько вопросов о себе. Вы даже не представляете, насколько ценным бывает взгляд со стороны!
Вот список вопросов, который можно, при желании, дополнить:
– Чем, с вашей точки зрения, я могу быть максимально полезен?
– В чем мои ключевые особенности?
– Какие 2–3 мои сильные стороны вы бы выделили?
– Как и кому меня можно порекомендовать?
– Чему у меня можно научиться?
– Какими несколькими прилагательными вы можете охарактеризовать меня?
– Каковы, с вашей точки зрения, мои слабости, мешающие развитию?

Вы можете задать их напрямую, например, написав сообщение в мессенджере, или создать форму для заполнения. Получите ответы минимум от пяти людей, сгруппируйте их и выделите наиболее популярные. Это крайне полезное упражнение, поэтому не пренебрегайте им.
Шаг 4. Подводим итоги
Выделяем тему, которая лежит на пересечении наших особенностей, амбиций, интересов и целей.

ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ СВОЕЙ ЦЕННОСТИ

Каждый из нас точно кому-то в чём-то полезен. Вопрос только кому именно и в чём именно. Давайте попробуем выяснить через перебор уникальных личных предложений.
Шаг 1. Пишем свою историю
Существует замечательный шаблон фразы о себе, который помогает в нахождении своего позиционирования:

В (Место) нет практически ни одного (Целевая аудитория), которому я бы не смог быть полезен в (Ценность)



Например: "В русскоязычном пространстве нет практически ни одного предпринимателя, топ-менеджера или консультанта, стремящегося реально улучшить мир, которому я бы не смог быть полезен в ускорении достижения его целей через развитие личного бренда".

Далее пропишите для себя несколько вариантов подобной фразы, ориентируясь на следующие ограничения: вы можете быть полезны только в той сфере, где у вас есть реальные опыт и достижения. Реальные – значит признанные другими людьми.
Вы точно можете быть кому-то полезны! Вопрос только кому и в чём? Даже если у вас еще мало опыта, всегда существуют люди, которым вы способны помочь и которых вы можете сделать своей целевой аудиторией. Например, студент 4-го курса может быть экспертом для студента 1-го курса: он его может проконсультировать по вопросу эффективной сдачи экзаменов. Или для преподавателей: он им может помочь в освоении современных компьютерных технологий.
Вы можете выбрать любой образ для своего профессионального личного бренда, ведь его создание вовсе не подразумевает выстраивание образа «гуру» или «эксперта». Существует еще роль исследователя, “играя” которую вы признаете, что вы в какой-то сфере еще много чего не знаете, но пытаетесь понять и донести другим людям. Образ исследователя – это отличная ступенька к тому, чтобы самому со временем стать признанным экспертом в выбранной теме. Это, кстати, также и работающее противоядие от так называемого “синдрома самозванца”.
Вы не должны путать ценность (результат взаимодействия с вами) с инструментами. Например, во фразе: “В мире нет ни одной начинающей девушки-предпринимательницы, которой я не могла бы быть полезна как коуч и мотиватор”, “коучинг и мотивация” являются лишь инструментами, способными принести какую-то пользу. Вопрос в том, какую именно.
Шаг 2. Делаем выбор

Возможно, в процессе формулирования вашей ключевой темы у вас возникло сразу несколько вариантов. Выберите ту фразу, которую положите в основу своего профессионального личного бренда. В будущем вы сможете ее изменить, но пока нам важен фокус. Вы способны стать брендом в любой сфере, какой захотите, но не во всех сразу!
Выбор основной темы может быть сложным, но его важно сделать.
Лучше взять какой-то один вариант в качестве гипотезы, а затем проверьте ее наблюдая за своим откликом и реакцией окружающих в личном общении с другими людьми или через активность в социальных сетях. Жизнь обязательно даст обратную связь в виде неслучайных случайностей и ваших эмоций.
Качественный личный брендинг – это во многом процесс постановки и перепроверки различных гипотез, а также постоянного отсечения вариантов.

Не бойтесь менять тему или даже использовать несколько тем, бойтесь отсутствия одной основной темы для одной своей целевой аудитории.

Другие статьи по личному брендингу