Реквием по традиционному образованию

Мы можем уже сегодня говорим о блёклом закате традиционной системы образования, разработанной ещё 350 лет назад Яном Коменским. Почему?

Да, просто, потому, что мы сейчас живём в мире, настолько насыщенном информацией, что сама по себе информация уже не имеет существенной ценности. Традиционный подход, основанный на принципе «учить всех всему», не выдерживает новых скоростей и задыхается под наступающим информационным цунами.

Возникает вопрос: «Нужно ли формальное образование»?

Я думаю, что оно необходимо, однако формат такого образования должен существенно видоизмениться в соответствии с вызовами времени, ведь это лишь школы и университеты – это лишь один из методов получения образования. Иначе переваривание научного гранита превратиться в болезненный для мозгов процесс.

«Push»  образование Vs «Pull» образование

В своей статье «Образование новой экономики», я ввёл понятия «Pull» и «Push» обучения. В рамках традиционной системы «Push»  образования мы имеем чёткую последовательность «теория-практика»: сначала идёт объяснение, затем практическая работа. В системе «Pull» образования первичной становиться практика, которая в дальнейшем «вытягивает» за собой теоретические знания. Знания идут, как бы, «сверху вниз».

Рассмотрим ключевые различия.

Компоненты

«Push» образования

«Pull» образования

1 Цели Образование для общественного производства Треугольник образования: самореализация человека, развитие общества, интересы производства
2 Мотивы Обучение как обязанность Заинтересованность обучающегося и педагога
3 Учебный план Стандартизированный учебный план Расписание должно составляться не только исходя стандартов, но и из интересов учеников.Предметы должны даваться пакетами из нескольких взаимосвязанных предметов.
4 Мотивация Абстрактные задачи Решение реальных проблем
5 Методы Классно-урочная и лекционно-семинарская система Динамичная форма организации учебного процесса

С моей точки зрения, будущее, именно, за «Pull» обучением.

Я за эффективное образование!

«Главная задача обучения – облегчение выбора задач и их выполнения»

Гуру менеджмента Рассел Акоффу

Многие успешные предприниматели, политики, писатели не имели законченного формального образования. Сколько времени Вам реально потребуется, чтобы пройти учебную программу университета? Только не говорите, что 5 лет интенсивного обучения.  Год? Два?  Три – максимум.

Почему? Да потому что, во-первых, отсутствует концентрация на учёбе, а во-вторых, само обучение реализуется неэффективными методами. Уже давно была выстроена пирамида образования, согласно которой формы обучения ранжируются по степени усвоения материалов. На лекционных занятиях усваивается, в среднем, 8 % информации, далее идут: самостоятельное чтение, аудио-визуализация, демонстрация, групповое обсуждение, практика и обучение других (80 % усвоения).  В школе один способ обучения, который одинаков для всех. Пора переходить к более эффективным методикам.

Информация похожа на сырую нефть. Сырая нефть является смесью множества различных типов углеводородов и, прежде чем её можно будет использовать в качестве керосина, бензина, смазочных материалов, изделий из пластмасс и пр., необходимо, как минимум, произвести процессы фракционной перегонки, и, только тогда, сырая нефть получит свою потребительскую ценность.

Также и информация (следуя за одним из мастодонтов теории информации Шенноном, под информацией мы будем понимать данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой, помещенные в некоторый контекст и как-либо оцениваемые приёмником информации. Грубо говоря, информация – это данные, устраняющие неопределенность) прежде чем превратиться в конкретные знания и навыки должна быть подвергнута определённой обработке. Практической и эффективной.


 

Я за непрерывное образование!

«Не для жизни, а для школы учимся»

Философ Сенека

Люди тратят кучу времени на овладение программным материалом учебных заведений и, самое ужасное, думают, что на этом их обучение заканчивается.

Но, нет. Раньше знаний и навыков, полученных на начальном этапе, могло хватить на весь период трудовой деятельности. Сейчас за этот же период происходит смена 5-8 технологий, заставляющих человека не только приспосабливаться к ним, но и, зачастую, менять свою профессию. Так многие и делают: в России 42 % выпускников меняют профессию в течение первых двух лет после окончания ВУЗа. Прибавим к этому то, что менее 40 % выпускников ВУЗов  и только около 60 % выпускников учреждений среднего профессионального образования трудоустраиваются по полученной профессии.

Помню эпизод из Алисы Льюиса Кэрролла: «Алиса, чтобы оставаться на месте, тебе нужно бежать» — сказала Красная Королева. «А если я хочу двигаться вперед?» — спросила Алиса. «Тогда тебе нужно бежать очень быстро» (возможно, не дословная цитата).

Современному человеку нужен не пассивный, не активный, а проактивный подход к образованию. Креденциализм (креденциализм – вера в «корочки») должен смениться стремлением к постоянному самообразованию.


 

Я за практическое образование!

«Мало знать, нужно применять; Мало хотеть, нужно делать»

Поэт, естествоиспытатель и государственный деятель фон Гёте

 

Для того, чтобы получить наслаждение от еды не надо знать процесс работы вкусовых рецепторов, для того, чтобы успешно покакать не требуется быть знакомым с работой пищеварительной системы. Многим вещам, событиям и явлениям (особенно законам  физики), вообще, глубоко плевать на Ваше знание или незнание о них.

Детальные знания будут необходимы, если Вы решите стать экспертом в своей области, однако, если Вы сначала будете изучать желудок, а только потом применять эти знания, то, вскоре, умрете от голода. Намного проще начать с понимания вкусов продуктов и их сочетаний. Теория лучше ложиться на «подготовленные» практикой мозги, при этом, высокий уровень фундаментальных знаний обеспечит лучшее усвоение материала.

Многие знают, но немногие делают. Посмотрите на заядлых курильщиков или на заплывших жиром людей. Они прекрасно знают, что им нужно делать, но от простого знания они не получают никакой пользы.

В каждом из нас живут четыре субъекта: активист, прагматик, теоритизатор и рефлектор. Действовать одновременно эти персонажи не могут, поэтому есть время пробовать и время обдумывать результаты, есть время накапливать и время применять знания, есть время вникать в суть и время действовать, не думая о деталях.


 

Я за целенаправленное образование!

«Мы собираем информацию не для того, чтобы накапливать знания, а для того, чтобы предпринимать правильные действия»
Гуру менеджмента Питер Ф. Друкер

Современный ученик живёт по принципу «задача – решение – сверка – ответ — оценка», но такой уровень определенности немыслим для современного человека, который должен уметь не только решать абстрактные проблемы, но и самостоятельно ставить задачи, уметь структурировать неопределенность.

Современный ученик будет иметь обширные, но слабо связанные, знания в различных областях. Но мы чаще ищем лучших в определенных областях, а не широкопрофильных специалистов. Выбирая дантиста, мы не оцениваем его финансовую грамотность, а, обращаясь к юристу, мы не интересуемся его успехами в мат анализе.

Отдельно хочу остановиться на высшем образовании. Высшее образование в России стало, неким, социальным фетишем. Скоро на каждом чердаке появляться филиалы различных ВУЗов, уже 85 % людей в возрасте 15-25 лет планируют получить высшее образование. Учитывая, что в настоящее время только 57 % людей в возрасте 25-35 лет имеют высшее образование, скоро нас ждёт острейшее перепроизводство выпускников с корочкой о высшем образовании. Работы на всех не хватит.

Посмотрим на опыт США. Там в ведущих ВУЗах, обучающих предпринимательству, студентов не пустят на 4-й курс, пока они не создадут собственное дело с оборотом более 10 000 долларов. Или возьмем Сингапур, где уже с первых курсов организуются фиктивные фирмы, состоящие из  студентов различных направлений. Все предметы изучаются именно на примере этой фирмы, что даёт студентом понимание практической применимости знаний. По окончании университета, многие фиктивные фирмы становятся реальными бизнесами.

А российская образовательная система твёрдо заточена под карьерную схему: «устроиться на работу – повыситься в должности – просидеть 20 лет – уйти на пенсию». Но к 2030 году одна пятая российского населения будут пенсионеры. Пенсий на всех не хватит.

Поэтому необходимо уходить в конкретные ниши.


 

Образование должно выводить из зоны комфорта!

Мало кем замечаемое, но очень важное для успешного саморазвития.

Ребёнок учится ходить  без какого-либо представления о функциональном описании своих движений, однако для идеальной постановки техники бега спортсмену лучше иметь представление о моторики движений.

Обучение должно выводить из зоны комфорта. Чтобы пойти нужно сделать шаг – а это потеря равновесия. Чтобы перейти на новый уровень нужно оставить предыдущий: ребёнку вполне комфортно ползать, ученику — читать по слогам, а менеджеру – держать бизнес процессы исключительно в своей голове.

Одна из задач образования – это мотивировать людей к саморазвитию, постоянно выводя их из столь приятной, но не продуктивной зоны комфорта.


Комментарии:

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Яндекс.Метрика