Поездка в Лейпциг

Всем глобальный привет!

Недавно по просьбе «Инженерного Клуба» ездил в заснеженный Лейпциг (он же Ляйпциг), где с огромным интересом ознакомился с местной системой профессиональной подготовки и переобучения работников.

Помимо посещения церкви, в которой, в своё время, играл Бах, кабака, в котором пил Гёте и поля, где был бит союзниками Наполеон, мне удалось:
Совершить ознакомительный визит в Центр профессионального обучения и повышения квалификации «ZAW Leipzig GmbH“;
Провести ряд встреч с представителями местной Торгово-Промышленной Палаты (ТПП);
И посетить рождественский вечер для представителей зарубежного бизнеса в MaxicoM.

Немецкая система профессионального образования является одной из самых продвинутых в общемировом масштабе. В первую очередь, за счет чёткой ориентации на потребности бизнеса и адекватной государственной поддержки.

Основной кузницей кадров рабочих специальностей в Германии являются Центры Профессионального Обучения и Повышения Квалификации (ZAW Zentrum für Aus- und Weiterbildung), расположенные во всех крупных промышленных регионах страны.

Поэтому главной целью поездки было ознакомление с работой подобных центров, выявление возможностей применения передового опыта в России и развития двустороннего сотрудничества.

Лейпцигский Центр Профессионального Обучения и Повышения Квалификации был основан в 1992 году и принадлежит ТПП г. Лейпцига (В Германии существует Федеральное министерство образования и исследований Германии, однако за профобучение отвечают именно ТПП, членство в которых является у них обязательным).

Центр расположен на окраине города в здании бывшего завода, который был куплен ТПП (при поддержке федеральных и региональных властей) и перепрофилирован в учебное заведение.

Два основных направления курсов производственно-технического обучения – это обучение на основе производственных партнерств для предприятий и курсы повышения квалификации.

Первичная профессиональная подготовка осуществляется по 20 рабочим профессиям и формируется в соответствии с требованиями действующего порядка профессионального обучения и производственными потребностями (более чем в 80% случаях студент учиться уже от кого-то конкретного предприятия).

Важно то, что обучение финансируется за счет предприятий (при этом, федеральные и региональные власти их активно стимулируют к таким вложениям). В результате чего, формирования набора учебных курсов осуществляется на основе заказов от предприятий.

Учениками же, преимущественно, становятся школьники после 10-го класса (всего их 13). Также ведется активная работа с биржей труда и армией (для обучения уходящих в отставку солдат).

Выглядит схема, примерно, так как показано на рисунке:

1. Компания ДЕ Гмбх, исходя из своих потребностей, делает запрос на проведение соответствующих курсов в местный Центр Профессионального Обучения ЦАВ. Центр ЦАВ готовит учебную программу, а ДЕ Гмбх производит необходимое финансирование.

2. Хайнц, узнав о наличии потребности в рабочих специалистах профиля его мечты, подаёт своё резюме в компанию ДЕ Гмбх.

3. После успешного прохождения собеседования кандидат отправляется на курсы по выбранной специальности, причем, уже в ходе прохождения курсов, он начинает привлекаться к выполнению небольших заданий в компании.

4. Сдав экзамены, Хайнц выходит на работу в компанию

В Германии действует, так называемая, дуальная система обучения. Дуальность предполагает, что в образовательном учреждении он сначала овладеет теорией, изучит принципы работы и трудовое право, а потом применит полученные знания на практике, причем упор делается именно на практику.

В чем я смог наглядно убедиться при осмотре учебных помещений.

Учебные классы разделены по функциональному признаку и уровню находящегося в них оборудования.

От ручной полировки, зажатой в тиски детали, до 5-осевой обработки на новейшем станке.

От ручной прорисовки простейших чертежей, до трёхмерного проектирования на современных программных средствах.

Также есть отдельное помещение, куда автопроизводители подгоняют, к радости студентов, собственные авто для приближения обучения к реальным заводским условиям.

Помимо производственных специальностей, профподготовку проходят и будущие работники сферы услуг. Особенно меня порадовало наличие поварской специальности, так как к моему приходу приготовили великолепную солянку, за что им большое спасибо.

Очень хорошее впечатление на меня произвели сами студенты. Освоение рабочих специальностей позволит им уже в 20 с лишним лет получать по 1 500 Евро в месяц и вести независимую жизнь (в отличии от большинства университетчиков). Вот так и формируется престиж рабочих профессий.

Помимо этого, студенты оказались крайне жизнерадостным и позитивными людьми (не знаю какого цвета немецкие дипломы, но те с кем я пообщался явно предпочитают быть с красным лицом и синим дипломом, чем наоборот).

Нельзя не отметить и то, что работа центра является, помимо всего прочего, и экономически эффективной, принося прибыль, которая инвестируется в дальнейшее развитие.

Необходимость развития подобных центров подкрепляется тем, что Германию в скором времени ждет глубокая демографическая яма, связанная с общественной неопределенностью времен воссоединения Германии (кстати, с небольшой задержкой нас ждет такая же яма, вызванная уже распадом СССР).

Для предприятий становиться жизненно необходимым воспитание собственных лояльных и высококвалифицированных рабочих, так как найти подобных людей на рынке труда в ближайшем будущем будет всё сложнее и сложнее.

А какова ситуация в России?

Согласно исследованию компании McKinsey , дефицит профессиональных навыков является одной из шести основных причин низкой производительности труда в России.

В промышленности наблюдается, по выводам исследования Гимпельсона , «почти тотальный дефицит человеческого капитала, то есть нехватка людей, обладающих необходимыми знаниями, квалификацией и навыками».

Основные причины сложившейся ситуации:
существенно ослаблена профессиональная школа,
отсутствует система развития персонала предприятия,
разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом (рынок профессий и рынок образовательных услуг в России практически не связаны).

Возросшая потребность в специалистах нового профиля, работников новых профессий связана с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, освоением новых рынков, в том числе зарубежных. По данным опроса руководителей, приведенным О.А. Колесниковой и Р.В. Рывкиной , такие мероприятия вызвали на 70% предприятий дополнительную потребность в квалифицированных рабочих, в том числе способных обслуживать появившееся технологическое оборудование. Более двух третей работодателей заявляли о повышении спроса на специалистов нового профиля. Кроме того, на большинстве обследованных предприятий (92%) растут требования к уровню профессиональной квалификации работников.

Однако, при этом, только 33 % российских предприятий предоставили своим квалифицированным рабочим формальное обучение в течение года. По данному показателю Россия существенно отстаёт даже от стран Восточной Европы: в Польше, например, данный показатель составляет 47%, в Чехии – 62%, в Словакии – 80% .

Исходя из вышесказанного, в настоящее время, модернизация системы профессионального образования и переподготовки должна стать в ряд наиболее приоритетных задач развития отечественной промышленности.

Обобщая передовой опыт немецких коллег и вспоминая успешные проекты собственной истории, возможно сформировать инновационную восприимчивость через профессиональную подготовку и переподготовку специалистов.

Это позволит решить задачи:
Нейтрализации неуверенности бизнеса в будущем, за счет выработки новых компетентностей руководителей и персонала;
Формирования эффективных долгосрочных моделей развития бизнеса в РФ;
Формирования плацдарма для инновационного развития промышленного комплекса.

Комментарии:

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Яндекс.Метрика