Откуда берутся успешные бизнес-идеи?
Существует множество книжек и статей с перечислением самых перспективных бизнес-идей и наиболее действенных способах их генерирования. Остаётся только удивляться, почему ещё так мало новых предпринимателей. Возможно, потому что вопрос качества (вероятности успешной реализации) бизнес-идеи индивидуален. Одна и та же идея может быть хороша для одной команды и абсолютно провальной для другой.
Я выделяю 3 ключевых критерия:
1) Наличие платежеспособного спроса на решение проблемы, с которой справляется данная идея
2) Наличие знаний и опыта в выбранной сфере хотя бы у одного человека в команде
3) Наличие интереса к данной теме, переходящего в лёгкую влюблённость
Бизнес-идея как семя, она взойдёт, только если будет соответствующая этому семени почва (спрос на продукт), удобрения и инструменты (прикладные знания в данной области) и интерес, который позволит не забросить свои побеги (интерес).
При отсутствии хотя бы одного из этих критериев идея с критически высокой вероятностью окажется провальной. Что делать, если есть проблемы с одним из критериев? Откажитесь от идеи, либо найдите себе партнёров в команду.
Кратко рассмотрим основные методы генерации бизнес-идей:
1) Копирование. Просто и надёжно: нашел то, что работает (особенно за границей), изучил, посчитал, протестировал и внедрил.
2) Анализ спроса через: оценку запросов в Интернет (например, через www.yandex.wordstat.ru), собственный опыт работы, чтение аналитики и пр.
3) Собственный опыт: столкнулся с проблемой, не удалось сразу решить, посчитал, протестировал и внедрил.
4) PEST-анализ: анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов с целью выявления наиболее перспективных областей.
5) Метод Диснея
Итак, существует множество способов генерации бизнес-идей. Впрочем, работают они достаточно редко (более того, я не могу сейчас вспомнить не одного случая, чтобы они работали). Куда важнее быть открытым миру, замечая, что происходит вокруг, настроить мозг на поиск идеи и стать экспертом в той сфере, которая нравится. Тогда идея придёт сама. Очень часто даже в результате «правильных» ошибок (об этом подробнее в этой статье).
Некоторые даже считают, что начальная бизнес-идея совсем не важна, а важно её наличие. Так как бизнес-идея — это только отправная точка. Так как для создания успешного бизнеса принципиально не столько качество начальной идеи, сколько умение воспринимать обратную связь от рынка и трансформировать свою идею в зависимости от спроса.
Поэтому самое страшное, что может быть для бизнеса – это влюблённость основателя в идею (не в область деятельности, а именно в идею). Это полностью ограничивает восприятие объективной реальности, а именно объективная реальность в лице клиентов и создаёт твой бизнес.
Ещё один «страшный» фактор – убеждённость в уникальности идеи. Практически каждая идея уже когда-то кем-то реализовывалась. Нужно лишь найти кем и учесть их положительный и отрицательный опыт.
И третье место в ТОПе занимает маниакальное желание основателя «уберечь» идею. Так очень часто потенциальные участники соревнования бизнес моделей StartUpCup и других наших обучающих проектов высказывают опасение: «А не украдут ли мою бизнес-идею?». У таких людей всегда ничего не получается. Проблема не в количестве бизнес-идей, а в наличии квалифицированной заинтересованной команды, способной реализовать идею. А тот, кто боится потерять идею, обычно и не способен собрать вокруг себя команду, роль качества которой в успехе значительно выше уникальности идеи.
«Жатвы много, сеятелей мало» Евангиле
Резюмируя, относитесь к бизнес-идеям спокойнее. Как говорит Ричард Брэнсон: «Бизнес-возможности как автобусы. Всегда придет следующий». Да, и не используйте их отсутствие, как очередной повод Не открывать свой бизнес.