Образование – важнейшая часть воспроизводства человека и общества, но текущая. Но современное российское образование не всегда успевает за потребностями промышленности. Какова ситуация с российским техническим образованием, каковы его перспективы и возможности развития. Об этом, эксперту «Инженерного Клуба» Вячеславу Маковичу, рассказал заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии РФ Александр Михайлович Новиков.

Высшее образование должно быть платным

Вам, скорее всего, не удастся стать президентом – Вы поддерживаете непопулярную идею отказа от бесплатного высшего образования.

Я считаю, что школьное среднее образование должно быть бесплатным, начальное профессиональное должно быть бесплатным, среднее под вопросом. А высшее образование должно быть платным.

Почему?

А очень просто. Бесплатно должно быть то, что для всех: полное среднее образование для всех, медицинское обслуживание для всех бесплатное. Общество обязано дать какую-то профессию человеку. Высшее образование уже не для всех. По принципу справедливости, если оно не для всех, а только для избранных – значит, оно должно быть платным. Я не имею ввиду что надо платить из собственного кармана – есть масса других каналов. Корпорации могут проплачивать это обучение для будущих специалистов. Есть масса фондов, есть кредитные системы. Но, правда, реализовать это крайне сложно. Насколько я знаю, в отличии от западных банков, российские предоставляют кредит минимум под 11 %. То есть придется лет 20-30 отдавать этот кредит, а за это время проценты набегут огромные, в отличие, кстати, от западных банков.

Но, тем не менее, идея такая: бесплатно то, что для всех, то что не для всех – должно быть платным. Другое дело что сейчас все кинулись за высшим образованием. В России исконно существовало стремление к образованию. Образование всегда ценилось, но не все могли его получить. В советские времена только 20 % выпускников школ могли поступить в ВУЗы, по количеству мест. Остальные шли кто куда: кто в ПТУ, кто на хлебозавод и тд.

Сейчас плотина рухнула, помимо бесплатных бюджетных ВУЗов есть платные ВУЗы и платные группы в государственных ВУЗах, в которых больше половины студентов учатся на платном.

Но какова главная цель такого образования? Это стремление получить корочку? Стремление получить знания? Стремление получить какие-то социальные связи?

Разные цели. Но в целом – это хорошо. Чем выше уровень образования населения – тем, в принципе, это лучше для государства.

Если я не ошибаюсь, то на сегодняшний день Северная Корея является страной с наиболее высоким уровнем распространения высшего образования.

Да, там всеобщее высшее образование. Но это, я бы сказал, называется пародией на высшее образование. Продленный на 2 года срок обучения в школе. Тоже общеобразовательной. Без лабораторной базы, без всего необходимого.

Многие люди стремятся к высшему образованию не для того, чтобы работать, а просто для круга знакомств, для саморазвития, для поднятия культурного уровня и тд. Но, в нынешних условиях, страна и общество пока не могут предоставить каждому рабочее место, требующее высшего образования. У нас, часто, на ларьке висят объявления: «требуется продавец с высшим образованием и знанием иностранного языка» а фактически он торгует сигаретами или жвачкой. Какой там иностранный язык? Какое там высшее образование? Это явный перебор.

И государство решило ввести бакалавриат 4 года. В перспективе бакалавриат – это колледж. Значит количество ВУЗов будем сокращать, а количество колледжей будем расширять. И в колледже будем давать высшее образование, что в общем-то уже началось.

Прикладной бакалавриат – подготовка высококвалифицированного рабочего с высшим образованием. Какое это высшее образование? Все условно.

В Англии школьный учитель имеет высшее образование, полученное в колледже, 4 года обучения после 9 класса, он получает диплом о высшем образовании степень бакалавра и дальше работает учителем.

Путь России: индустриальное производство или поставки сырья

Опять же по поводу высшего образования: у меня возникает следующий диссонанс: с одной стороны от участников «Инженерного Клуба» я постоянно слышу, что им не хватает квалифицированных инженеров и технологов, но, с другой стороны, я вижу, что из выпускников инженерных специальностей, дай бог, процентов 30 идет работать в соответствии со своим профилем. Почему так происходит?

Дело в уровне оплаты труда. Ведь если он идет работать в бармены или фирму, которая торгует носками или автомобилями, то там зарплата гораздо выше, чем зарплата на промышленном предприятии. Парадокс нашего времени! Происходит это потому, что экономика начинает возрождаться с торговли, потом идет пищевая промышленность, легкая промышленность и только потом уже все остальное. Мы пока что находимся на этапе между торговлей и пищевой промышленность. И во что же дальше упрется промышленное производство. На данный момент мы не конкурентоспособны.

Но в США и Западной Европе как раз идет тенденция уменьшения доли промышленности в ВВП.

Да, это общемировая тенденция. Есть страны индустриальные, а есть постиндустриальные. В постиндустриальных странах промышленность сокращается. По одному из показателей – сфера услуг – Россия постиндустриальная страна. По определению, постиндустриальная страна – это страна, где сфера услуг составляет более 50 % ВВП. В Росси 58 %.

Но тот же Китай не является постиндустриальной страной – это страна индустриальная. Япония — еще индустриальная страна. Ситуация такова: та же Америка создает новые технологии, новые виды продукции и продает лицензии на производство, и за счет этих лицензий живет. А производство дает либо нам, либо Китаю.

Но у нас наука находится в загоне. Нам остается путь либо просто сырьевой базы (то есть то, что происходит сейчас, нефть и газ, а все остальное не развивается), либо индустриального производства, но по французской, немецкой, американской, итальянской разработке.

Образование – это развитие жизненного опыта

У меня остались 4 коротких вопроса. Каково Ваше личное определение образования?

Образование — это развитие жизненного опыта человека. Это не обучение, не воспитание, это внутри, это развитие жизненного опыта человека. У меня необычный подход.

Вы – автор более 350 научных работ и множества книг. Каков ваш подход к работе? Как удается успевать и держать в руках свое время?

Я всю жизнь работаю, всю жизнь пишу. Днем работаю, ночью пишу. За счет сна, за счет отдыха. Но это наиболее интересный вид деятельности, он наиболее продуктивен.

А какие книги оказали на Вас наибольшее влияние?

Это книги об ученых, конечно. «Открытая книга» Вениамина Каверина, «Бессонница» Александра Крона, романы про ученых, и не только, про художников и вообще людей творчества.

«Серьезность — приверженность ограниченности» — писал Оскар Уайльд. Я знаю, что Вы увлекаетесь анекдотами. Можете рассказать Ваш любимый?

Одна дама другой рассказывает: «К нам в приезжал гипнотизер»

— ну ну, и что же?

— вот собрались мы все в доме культуры «Дружба» гипнотизер вышел на сцену и говорит «кто хочет участвовать в сеансе?». И вышел наш Шлёма. Вы знаете, Наш Шлёма – он с детства болел фарингитом и на костылях ходит. Вышел Шлёма. Значит, гипнотизер бормотал, бормотал что-то, блестящий шарик показывал, крутил-вертел, бормотал, бормотал, потом говорит Шлёме «Шлёма, брось костыль! и что вы думаете? Шлёма бросил один костыль

— ну-ну, и что же? Интересно, что же дальше было?

— он опять крутил вертел, бормотал, бормотал и говорит «Шлёма , брось второй костыль!» и что вы думаете? Шлёма бросил второй костыль

— ну ну, и что же было дальше?

— а дальше Шлёма разбился к чертовой матери!

Интервью подготовил Вячеслав Макович

Источник: http://www.enginclub.ru/budushhee-texnicheskogo-obrazovaniya-v-rossii-chast-2